Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности

С мая 2009 года вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. МЧС одним из первых подготовило и добилось принятия Технического регламента на уровне Федерального закона, призванного объединить все основные требования пожарной безопасности, которые в настоящее время рассредоточены в различного рода нормативных документах - Правилах пожарной безопасности, ГОСТах, СНиПах и НПБ.

Основные задачи, которые были поставлены при разработке Технического регламента:
¦ определение на законодательном уровне основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требований пожарной безопасности к объектам защиты;
¦ формирование принципиально нового механизма реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения;
¦ комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений,транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
¦ установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
¦ внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).

В результате был разработан и 22 июля 2008 года Президентом РФ утвержден Федеральный закон № 123-ФЗ, который вступил в силу 1 мая 2009 года. Конечно, за основу в Техническом регламенте были взяты требования пожарной безопасности, сегодня применяемые на территории Российской Федерации, отработанные и привычные для участников рынка документы. Вместе с тем, закон ввел ряд инновационных моментов, которые ранее не применялись:
¦ появился термин «оценка пожарного риска»;
¦ появился термин «допустимый уровень пожарного риска для определенной категорий объектов»;
¦ введено понятие «декларация пожарной безопасности».

С учетом общих принципов обеспечения пожарной безопасности, определенных в статьях I раздела, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий, что обеспечивается одним или несколькими из способов, приведенных в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст.52). Среди этих способов:
- применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
- устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
- устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- другие, указанные в ст.52 .
В свою очередь указанные способы могут обеспечиваться собственными техническими решениями.
Например, ограничение распространения пожара, также в свою очередь, может обеспечиваться одним или несколькими из способов, среди которых: устройство противопожарных преград, пожарных отсеков, секций, и установок пожаротушения (ст.59 ).
Под противопожарной преградой понимается строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания в другую или между зданиями и сооружениями. (п.36 ст.2) К противопожарным преградам относятся противопожарный разрыв, противопожарные стены, перегородки, разрывы, занавесы, шторы, водяные завесы.

Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Если в качестве преграды применяется противопожарное расстояние, тогда следует учитывать требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом для противопожарных расстояний в главе  16.
Если применяется иное инженерное решение, требования к которому техническим регламентом не установлены, тогда в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разрабатываются дополнительные требования пожарной безопасности и согласовываются в установленном порядке.
Таким образом, предоставляет широкие возможности для выбора вариантов противопожарной защиты объектов. А требования пожарной безопасности, содержащиеся в его специальной части применяются с учетом общих принципов.
При этом создаваемая система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожаре.

Четыре составляющих закона

Технический регламент охватывает все направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности объектов и продукции.

Можно выделить следующие составляющие закона:

Правовая составляющая

Заключается в определении в качестве подзаконных актов, необходимых для практической реализации требований Технического регламента, национальных стандартов (ГОСТ Р) и сводов правил (СП).

Национальные стандарты (ГОСТ Р) можно разделить на две части: одна из них регламентирует требования пожарной безопасности конкретных объектов, а другая - требования к пожарной технике. Нормы пожарной безопасности (НПБ), касающиеся требований к средствам пожарной сигнализации и оповещения, переходят с нововведениями в формат национального стандарта ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

Для определения времени работы технических средств противопожарной защиты в условиях пожара впервые вводится ГОСТ Р "Электрооборудование систем противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности. Метод определения работоспособности в условиях пожара".

Для части объектов, имевших ранее свои Правила пожарной безопасности, вводятся национальные стандарты, в частности ГОСТ Р "Объекты образования. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Объекты социальной защиты. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Сельскохозяйственные предприятия. Требования пожарной безопасности" и т.п.

Если национальные стандарты содержат требования к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов и технических средств, то Своды правил (СП) прописывают пути достижения задач, поставленных ГОСТами.

Наиболее актуальным для проектировщиков систем безопасности являются свод правил “Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования” и первые три части этого документа:
• “Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические”;
• “Системы оповещения и управления эвакуацией”;
• “Системы отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты”.

ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности

Организационно-правовая составляющая и декларирование

Организационно-правовая составляющая заключается в введении механизма декларирования факта обеспечения пожарной безопасности собственниками объектов.

Декларирование носит обязательный характер и производится в уведомительном порядке. В декларации пожарной безопасности собственник должен либо привести расчетные величины пожарных рисков, либо перечислить нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять. В частности, одним из основных показателей, используемых для управления пожарной безопасностью путем оценки пожарного риска, является расчет индивидуального риска - количественной меры, характеризуемой частотой поражения опасными факторами пожара определенного человека.

"Статья б. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Пункт 5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона"

На проектируемый объект декларация должна составляться застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации".

Собственник объекта несет административную и уголовную ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Декларации пожарной безопасности на объекты, которые будут эксплуатироваться на момент вступления регламента в силу, должны быть предоставлены не позднее 1 мая 2010 г.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу".

"Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности Пункт 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона".


Организационно-техническая составляющая

В Техническом регламенте впервые сведены требования и отражены все необходимые связи между всеми составляющими системы противопожарной защиты, а именно:

Живучесть систем противопожарной защиты

Одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты рассчитывается исходя из времени, как минимум необходимого для полной эвакуации всех людей в безопасное место. Из этого требования вытекает необходимость максимально повысить надежность и живучесть указанных средств в условиях распространения опасных факторов пожара, что является одним из основных элементов организационно-технической составляющей Технического регламента.

"Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты.

  1. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий
  2. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара
  3. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности".

Как следствие, в Техническом регламенте отдельной статьей введены требования к кабелям и проводам всех систем противопожарной защиты, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

"Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений.

2. Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону".

"Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации.

2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами".

В подзаконных нормативных документах радиоканал наравне с проводными средствами стал одним из вариантов организации линий связи в системах пожарной сигнализации, оповещения и автоматики.

ГОСТ-Р 53325-2009 "Техника пожарная Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".
"Пункт 3.38: Линии связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации.
Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с, ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности".

Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.
"Часть 1. Автоматическая пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.
Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи.
Часть 2. Оповещение и эвакуация людей при пожаре.
Пункт 2.7: Соединительные линии: Провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.
Пункт 3.4: Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности".
Таким образом, одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

Техническая составляющая

Заключается в определении требований к техническим средствам пожарной автоматики, включающим отдельные установки или целые системы. Данные требования позволяют реализовать основные задачи систем противопожарной защиты и достигнуть требуемого уровня надежности и устойчивости к воздействию опасных факторов пожара (живучести).

В соответствии с Техническим регламентом автоматические установки пожарной сигнализации не могут управлять пожаротушением, оповещением и пожарной автоматикой и призваны только обнаруживать сам факт возгорания, не более Все остальные функции возложены на приборы управления оповещением, пожаротушением, лифтами, дымоудалением, вентиляцией и т.п.

Согласно пункту 5 статьи 83 Технического регламента автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения. Вся информация должна сводиться на приемно-контрольные приборы, использование дополнительных выносных ламп и кнопок, размещенных на стене, исключено.

Статья 84 содержит практически всю первую часть НПБ 104-03 вместе с ранее исключенным пунктом по управлению разблокировкой эвакуационных выходов. Теперь эти требования прописаны в федеральном законе, что еще раз подчеркивает, что обнаружение пожара - лишь малая часть задачи систем противопожарной защиты, а основной задачей является своевременная организованная эвакуация из здания всех людей.

В статье 85 Технического регламента приводятся требования к системам дымоудаления и аварийной вентиляции, которые ранее содержались в СНиП "Вентиляция и кондиционирование". Положения этой статьи также напрямую связаны с организацией своевременной и организованной эвакуации людей в случае пожара, а их невыполнение влечет за собой уголовную ответственность владельцев объектов.

Сам Регламент включает в себя 8 разделов, в которых приведена классификация пожаров, элементов обеспечения пожарной безопасности, определены задачи системы противопожарной защиты и ее составных частей, порядок контроля выполнения требований закона, и охватывает, в том числе, основные вопросы сертификации продукции как общего, так и специального назначения.

РИСКИ И ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Законом определено, что декларация пожарной безопасности должна предъявляться в орган, осуществляющий надзор (на данный момент это МЧС).
В законе применена такая формулировка: «…пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования, установленные в Техническом регламенте, а пожарные риски не превышают установленные допустимые значения». Соответственно, риски имеют цифровые показатели, которые также прописаны в законе. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых в законе не установлены требования к пожарной безопасности, считается обеспеченной только в том случае, если уровень пожарного риска соответствует прописанным значениям. Важно отметить, что для большей части объектов, если выполняются обязательные требования, считать риск не обязательно.

В соответствии со статьей 144 Технического регламента, предпринимателю, хозяйствующему субъекту, дается право выбора формы осуществления надзора за пожарной безопасностью на его объекте. Это может быть контроль только за соблюдением того минимального перечня требований, которые необходимо выполнять для того, чтобы обеспечить на объекте допустимый уровень пожарного риска. Может быть и вариант на основе оценки и расчета пожарного риска. А сама реализация этого подхода раскрывается в отдельных статьях, которые описывают механизмы оценки пожарного риска, его допустимый уровень и те действия, которые предприниматель должен осуществлять.

В частности, одним из таких действий является добровольное пожарное страхование. Элементы страхования - это определенная инновация. Закон оговаривает, что при обеспечении пожарной безопасности можно как альтернативу применять страхование имущественной ответственности перед третьими лицами.

Аудит или оценку риска должны осуществлять организации, которые получают аккредитацию в МЧС. Это определяет зарегистрированный в Министерстве юстиции приказ № 607 от 20.11.2007 г., который имеет статус нормативно-правового акта. Организация, которая намерена заниматься аудитом пожарной безопасности либо оценкой пожарного риска, должна соответствовать требованиям этого приказа. Территориальным органам МЧС дано право организовывать свои комиссии по аккредитации оценочных организаций.

Процедуры по оценке риска, которые определяют алгоритм работы вышеуказанных организаций, прописаны отдельным постановлением Правительства РФ. На сайте ВНИИПО размещена первая редакция проекта Свода правил «Методика оценки пожарного риска для производственных объектов». Планируется, что со временем этих методик будет не одна и не две, и разрабатываться они будут уже непосредственно в организациях, профессионально занимающихся оценкой риска. Вот почему для этих методик предусматривается специальный механизм согласования и утверждения.

Необходимо отметить, что подход к оценке риска и элементам страхования без участия органов пожарного надзора применяется во многих странах. Существуют страны, в которых вообще нет органов Госнадзора в этой области. Вместо этого там существует механизм декларирования в области пожарной безопасности или страхования.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

На объекты, которые по своим признакам подпадают под декларирование, но были введены в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента, декларацию пожарной безопасности необходимо подать не позднее, чем через год после вступления закона в силу.
На все объекты, которые будут вновь проектироваться, подача декларации обязательна. Законом определено следующее: при проектировании зданий декларация оформляется либо проектной организацией, либо заказчиком строительства.
При этом из строящихся объектов декларированию в обязательном порядке на основе расчета риска подлежат только те, которые проходят процедуру Госэкспертизы проектной документации, и объекты по классу функциональной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1, Ф4.2, т.е. с массовым пребыванием людей (больницы, школы-интернаты, места с потенциально более высокой степенью риска).
За невыполнение требований Технического регламента с 1 мая 2009 года предусмотрена административно-уголовная ответственность, для этого готовятся изменения в Административный и Уголовный кодексы РФ.

НОВОВВЕДЕНИЯ РЕГЛАМЕНТА

В статье 2 Технического регламента сделано четкое разделение функций между автоматическими установками пожарной сигнализации и приборами управления. Только приборы управления могут управлять пожаротушением, оповещением и всей пожарной автоматикой, они же управляют и лифтами, и дымоудалением, и вентиляцией и т.п. В задачу же установок пожарной сигнализации входит только обнаружение факта возгорания.

В статье 84 отражена практически вся первая часть бывшего НПБ 104 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», включая ранее удаленный пункт по управлению разблокировкой эвакуационных выходов.

Статья 85 посвящена требованиям к системам дымоудаления и аварийной вентиляции и полностью включает в себя требования СНиП «Вентиляция и кондиционирование», выводя их на уровень федерального закона.

Абсолютно новым в противопожарных нормах является ГОСТ Р «Электрооборудование систем противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности. Метод определения работоспособности в условиях пожара». В соответствии с ним все технические средства, так же как и строительные конструкции, должны иметь временную характеристику сохранения работоспособности или устойчивости в условиях пожара, что будет необходимым для оценки пожарного риска.

В связи с введением практики расчета пожарного риска, по-новому придется также решать вопросы по системам оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) при пожарах. Во многих случаях после оценки пожарного риска для компенсации неудовлетворительных решений при организации эвакуационных путей придется пересматривать вопрос использования систем 2 и 3 типа, и чаще использовать 4-й, а возможно, и

5-й тип СОУЭ. НОВОЕ В ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии с ГОСТ Р 53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний»:
Чувствительность к тлению хлопка для оптических дымовых извещателей теперь становится только технологическим параметром. В ближайшее время основным показателем способности извещателя обнаруживать возгорания станут результаты огневых испытаний, как это определяется большинством международных стандартов.

Появилось четкое определение адресных систем как систем, работающих только с двухсторонним протоколом обмена данными.

Линии связи также получили новое определение. Теперь,помимо проводов и кабелей, в него входят оптическое волокно, радиоканал и другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации. К радиоканальным линиям связи сразу вводится жесткое ограничение - все компоненты радиоканальных систем должны быть адресными по определению и, естественно, как все адресные системы, работать по двухстороннему протоколу обмена данными. В новых условиях при оценке ситуации, выборе технических средств и использовании технических решений на передний план выходит квалификация проектировщика и его умение работать в условиях новой нормативной базы. Необходимость выполнения всех требований технического регламента позволит значительно повысить качество обеспечения пожарной безопасности, что означает постепенное вытеснение совсем дешевых систем противопожарной защиты более надежным оборудованием нового уровня.

Как уже было сказано, одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты должно рассчитываться исходя из времени, необходимого для полной эвакуации всех людей в безопасное место. Отсюда вытекает необходимость максимального повышения надежности и живучести этих средств в условиях распространения опасных факторов пожара в зданиях и помещениях.

Как следствие, в виде одного из требований в Техническом регламенте отдельной статьей введены требования к кабелям и проводам всех систем противопожарной защиты, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

В проектах нормативных документов радиоканал наравне с проводными средствами стал одним из вариантов организации линий связи в системах пожарной сигнализации, оповещения и автоматики:

ГОСТ Р 53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний».
Пункт 3.38: Линии связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации.
Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с, ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности.

Свод правил СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
Часть 1. Автоматическая пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.
Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи.
Часть 2. Оповещение и эвакуация людей при пожаре.
Пункт 2.7: Соединительные линии: Провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.
Пункт 3.4: Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности.

Таким образом, одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

Значение Технического регламента как основы для введения в действие новой нормативной базы состоит в том, что реализация его требований позволит повысить обеспечение пожарной безопасности у нас в стране на новый качественный уровень.

Одной из задач административной реформы в Российской Федерации является снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательства, в первую очередь, малого и среднего бизнеса, снижение так называемых «административных барьеров».
Принятие регламента дополняет законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования вопросов пожарной безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты.
Основной идеей регламента является законодательное установление минимального перечня обязательных требований, достаточного для обеспечения пожарной безопасности в соответствии с требованиями федеральных законов «О пожарной безопасности» и «О техническом регулировании».

В настоящее время нормативная правовая база в области пожарной безопасности, в основном, сформирована и, в целом, обеспечивает реализацию мер противопожарной защиты.
В то же время, существует ряд серьезных проблем:
- имеется более двух тысяч нормативных документов, которые содержат свыше 150 тысяч требований пожарной безопасности.
- все эти документы имеют различный юридический статус, часто противоречивы и дублируют друг друга.
Кроме того, нормативные документы зачастую содержат излишне жесткие и просто избыточные требования, не учитывающие особенности конкретного объекта. Это не позволяет собственнику эффективно распоряжаться средствами, вкладываемыми в бизнес.

Все это затрудняет применение этих документов как со стороны собственников объектов, так и со стороны надзорных органов.
В связи с вышесказанным, назрела необходимость существенной модернизации и реформирования нормативной базы в области пожарной безопасности.
Цель принятого закона - обеспечить степень защиты общества от пожаров, соответствующий современному уровню развития экономики, на основе реализации конституционного права собственника рисковать своим имуществом при безусловном выполнении мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья людей и чужих интересов.

Регламент устанавливает общие принципы обеспечения пожарной безопасности и формирует систему требований в этой области. При этом обеспечивается комплексное решение следующих задач:
- внедряется система гибкого нормирования в области пожарной безопасности;
- устанавливаются оптимальные обязательные противопожарные требования;
- создаются необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта, а также обеспечения объективности и прозрачности процедур государственного надзора и контроля;
- устанавливаются общие требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и продукции общего назначения;
- формируются основы для внедрения современной системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации.

Каким же образом предполагается решить эти задачи?

В качестве общей базовой основы предусмотрено создание системы независимой оценки рисков в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. При этом:
- снижается административная нагрузка на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов;
- результаты оценки рисков учитываются при назначении сумм страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объекта;
- обеспечивается прозрачность процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.

В соответствии с Техническим регламентом устанавливаются условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Для собственника существует два варианта обеспечения пожарной безопасности объекта (ст. 6):
1. В полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а также пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ТР
2. Выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и требования нормативных документов по пожарной безопасности. При этом расчет пожарного риска не требуется.
Таким образом, если на объекте есть неустраненные нарушения требований пожарной безопасности, объект должен провести оценку рисков в соответствии с установленными для нее требованиями.

Административным регламентом МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности, определяющим порядок осуществления пожарного надзора, предусмотрено, что объекты, прошедшие в установленном порядке независимую оценку рисков, не включаются органами Госпожнадзора в соответствующие планы мероприятий по надзору. Собственник сможет выбирать форму осуществления надзора на его объектах.

В обязательном порядке независимо от результатов независимой оценки рисков государственный надзор будет осуществляться на следующих объектах:

- критически важные для национальной безопасности страны;
- объекты с массовым пребыванием людей (более 500 человек);
- бюджетные организации.

Регламентом также вводится такая процедура, как декларирование пожарной безопасности (ст. 64). Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности будут утверждены на федеральном уровне.

Действующее федеральное законодательство и сейчас позволяет предпринимателям свободно распоряжаться своим имуществом, не создавая при этом угрозы людям и чужим интересам (ст. 55 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2 Гражданского кодекса РФ).
Собственники вправе инициировать процедуру согласования отступлений от обязательных требований пожарной безопасности, а именно - вынесение этого вопроса на рассмотрение Нормативно-технического совета Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Карелия (далее - НТС). Для этого организация-заказчик разрабатывает так называемые «технические условия», в которых оценивается угроза жизни и здоровью людей и чужому имуществу и разрабатываются мероприятия, компенсирующие отступления от требований пожарной безопасности. Технические условия выносятся на рассмотрение НТС и согласовываются его решением.

Собственники также вправе разрабатывать адресные системы противопожарной защиты, обязательными элементами которых являются обеспечение безопасности людей и чужого имущества. При этом необходимо представить расчетное обоснование (п. 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03), подтверждающее, что отказ от выполнения тех или иных противопожарных мероприятий не создает угрозы людям и чужому имуществу.

При этом риск ответственности за вред, который может быть причинен имуществу возможным пожаром, возлагается на собственника объекта. Поскольку собственник вправе рисковать своим имуществом, противопожарные мероприятия, направленные на его защиту, могут быть исключены из типовой системы противопожарной защиты объекта. Поскольку защита собственного имущества не является обязательной, невыполнение противопожарных мероприятий, направленных на его защиту, не является отступлением от требований федерального законодательства в области пожарной безопасности.

Таким образом, когда ряд требований пожарной безопасности в конкретной ситуации являются избыточными, имеется возможность их исключения из типовой системы противопожарной защиты объекта. Порядок действий в этом случае следующий.

Организация-заявитель выполняет расчетное обоснование самостоятельно, либо с привлечением организации, имеющей соответствующую лицензию. Далее расчетное обоснование направляется в орган Госпожнадзора для рассмотрения и согласования в порядке общего надзора.

Отличие применения принципа гибкого противопожарного нормирования от процедуры согласования отступлений от обязательных противопожарных требований через нормативно-технический совет УГПН заключается в том, что при согласовании через НТС констатируется именно факт отступлений, которые компенсируются другими мероприятиями, а в случае применения принципа гибкого нормирования невыполняемые противопожарные требования позиционируются, как не создающие угрозу людям и, следовательно, как необязательные для исполнения.